Вселенная на дистанте

Проект «Наш космос» — это не разовая акция учебного года 2018-2019, это проект длиною в жизнь. В 2019-2020 году в канун 59-ой годовщины первого полёта человека в Космос, несмотря на нахождение «классных экипажей» на дистанционном обучении, 62 «классных корабля» начального уровня образования ГБОУ Школы «Свиблово» со своими наставниками совершили ровно за один космический онлайн-классный час виток вокруг Земли. Впервые мы публикуем полную стенограмму переговоров командиров классных кораблей с Землей с момента их посадки в корабли до выхода кораблей из зоны радиоприёма.

Стенограмма переговоров командиров классных кораблей с Землей

Юрию Алексеевичу Гагарину
и Сергею Павловичу Королёву
посвящается!

Когда шесть десятилетий назад наши предки открывали космическое пространство, это было экзотикой, значение которой не все могли осознать. В то время космонавты и не подозревали, что Человеку скоро станет тесно на Земле. Спустя более полувека открытие и исследование Космоса превратилось из романтической научной экспедиции в поиск нового дома для всех землян. Может быть, и космическому кораблю когда-нибудь придётся стать Ноевым Ковчегом.

В канун 59-ой годовщины первого полёта человека в Космос учащиеся ГБОУ Школы «Свиблово» со своими наставниками совершили ровно за один космический онлайн-классный час виток вокруг Земли.

Впервые мы публикуем полную стенограмму переговоров командиров классных кораблей с Землей с момента их посадки в корабли до выхода кораблей из зоны радиоприёма.

Командир корабля 4 класса «П» Никитина Наталья Сергеевна: «Даю отсчёт: 1… 2… 3…. 4… 5… 6… 7… 8… 9… 10. Как поняли? Приём. Наш классный онлайн-час мы посвятим космонавтам. «Космонавтами становятся на Земле» — лозунг нашей космической Одиссеи. Перед полётом экипаж корабля просмотрел обучающий фильм «Космический рейс» и посетил Центр подготовки космонавтов им. Гагарина Ю.А. Некоторые добровольцы из членов экипажа декламировали стихи, другие приняли участие в познавательной викторине-соревновании «Юные покорители Космоса». А под конец космического часа члены классного экипажа выполнили полётные задания: 1 команда добровольцев приготовила рисунки на тему «Я космонавт», 2 команда –  написала отзыв о нашем онлайн-полёте.С Днём Космонавтики, страна! Докладывала командир корабля 4П класса Никитина Наталья Сергеевна».

Пауза 10 секунд.

ЦУП. Заместитель руководителя ГБОУ Школы «Свиблово» Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», «Кедр», я «Заря-1». Вас поняла отлично. Продолжайте работать».

Пауза около 10 секунд. Илюха ЛА поет песню «О далеком курносом детстве».

Командир корабля 2 класса «С» Илюха Людмила Алексеевна:

«»Заря-1″, я «Кедр», «Заря-1», я «Кедр», проверка связи. 1… 2… 3… 4… 5… 6. Как поняли? Приём. Наш космический классный онлайн-час посвящён Дню Космонавтики. В космической Московской электронной библиотеке члены классного экипажа просмотрели обучающие фильмы. А потом отряд добровольцев подготовил и провёл видео-выставку «Космос детскими глазами». Экипаж корабля поделился репортажем с выставки с родителями, которые ждут нас на Земле. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 2С класса Илюха Людмила Алексеевна».

Пауза 20 секунд.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Кедр», я «Заря-1». Поняла вас отлично. Как чувствуете себя? Приём»

Командир корабля 2 класса «В» Мамцева Ольга Вячеславовна: «Чувствую себя превосходно. Проверка телефонов и динамиков прошла нормально. Перехожу на телефон. Зачем люди стремятся в Космос? На какие вопросы ищут ответы? Как отбирают в космонавты и как их готовят к полёту? Что означает формула «здоровье, как у космонавта»? Испытывают ли космонавты страх? Что космонавты делают на борту и в открытом Космосе? Какими возвращаются? Чему Космос способен научить, как можно применять эти знания на Земле? В День космонавтики традиционно вспоминают Героев, оставивших след в Космосе. Наш классный онлайн-час посвящён легендарному Алексею Леонову, первому космонавту, вышедшему в открытый Космос. Мы вспомнили поимённо каждого Героя Космоса и его подвиг.С Днём Космонавтики, страна! Докладывала командир корабля 2 класса «В» Мамцева Ольга Вячеславовна».

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Слышу отлично. Всё поняла. Продолжайте работать».

Командир корабля 2 класса «Л» Шейко Любовь Игоревна: «»Заря-1″, я «Кедр», вас поняла. Наш космический классный онлайн-час посвящён загадкам Космоса. Вопросы важнее ответов! Созвездия Большой и Малой Медведицы известны всем, а кто слышал про созвездия Мухи или Циркуля? Но зачем вообще на небе выделять созвездия? Где искать Полярную звезду, как по ней определить направление на север? Наш экипаж умеет задавать вопросы и отвечать на них. С Днём Космонавтики, страна! Командир корабля 2 класса «Л» Шейко Любовь Игоревна».

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Кедр», я «Заря-1». Поняла вас, у нас дела идут нормально. Все хорошо. Приём».

Командир корабля 3 класса «З» Маркина Вероника Андреевна: «»Заря-1″, я «Кедр». Вас поняла. Я так и знала. «3аря-1», я «Кедр». Проверку связи закончила. Поняли меня? Человек никогда ещё не бывал на других планетах, но геологические карты для Марса, Венеры и других планет составлены. Как планетологи понимают историю развития планеты, лишь смотря на её поверхность? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, наш экипаж заправил в планшеты космические карты и совершит онлайн-полёт по планетам Солнечной системы. Такого вы ещё не видели, а мы сможем!С Днём Космонавтики, страна! Командир корабля 3 класса «З» Маркина Вероника Андреевна. Приём».

Пауза 20 секунд.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1», «Кедр», я «Заря-1». Поняла вас отлично, данные ваши все приняла, подтверждаю их. У нас всё идет нормально. Браво!»

Командир корабля 3 класса «А» Садочкова Наталья Сергеевна: «»Заря-1″, я «Кедр». Вас слышу хорошо, приём. А вы смогли бы спасти планету или экипаж корабля, уничтожить пришельцев или выполнить любую другую задачу, когда ваше время ограничено? В канун Дня Космонавтики наш классный экипаж решил испытать себя на прочность и принял участие в космическом онлайн-квесте, успешно справившись со всеми космическими задачами!  А помогали нам с Земли виртуальные экскурсии по двум крупнейшим научно-историческим музеям мира — Музею Космонавтики и Музею Циолковского. С Днём Космонавтики, страна! Командир корабля 3 класса «А» Садочкова Наталья Сергеевна».

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Кедр», я «Заря-1». Как слышите? Приём. Ещё раз, будьте спокойны за всё. До встречи в Москве».

Командир корабля 4 класса «О» Тарасова Юлия Владимировна: «Вас поняла, я совершенно спокойна. Без малого 60 лет назад, 4 октября 1957 года, был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Для современного человека идея Илона Маска о космическом туризме не кажется такой уж фантастической — фотографии других планет мы получаем с современных спутников, а бурные кино-фантазии о покорении Космоса скоро станут реальностью. На нашем космическом классном корабле члены экипажа посмотрели видеофрагмент о красоте Космоса, поучаствовали в интерактивной викторине и узнали о самых первых спутниках. А один космонавт представил другим членам экипажа свой проект «ПС-1» — простейший спутник номер один.С Днём Космонавтики, страна! Командир корабля 4 класса «О» Тарасова Юлия Владимировна».

Пауза 10 секунд.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Я «Заря». Лилия Александровна, как дела? Приём».

Командир корабля Руководитель 4 класса «Р» Косарева Лилия Александровна: «Как учили. Всё нормально, всё хорошо. Играем в викторину «Космонавтамистановятся на Земле», читаем стихи о Космосе, члены экипажа вспомнили, что у нас был проект «Наш Космос» и поэтому с лёгкостью справлялись с вопросами викторины. Но больше всего членам экипажа нравится виртуальное путешествие по музею Космонавтики. С Днём Космонавтики, страна! Докладывала командир корабля Руководитель 4 класса «Р» Косарева Лилия Александровна. Как меня поняли? Приём».

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Превосходно поняла. «Кедр», я «Заря-1». Сейчас с вами будут говорить. Я прошу вас, если у вас есть время, подключить передатчики KB и поговорить. Дать счёт – примерно, до двадцати. Если у вас есть время и, если вы не заняты. Сообщите, как поняли. Приём. Чем заняты члены экипажа?».

Командир корабля 2 класса «Т» Галкина Алла Владимировна:

«»Заря-1″, я «Кедр». Вас поняла. Сейчас ваше задание выполню. Члены экипажа с большим интересом приняли участие в «Гагаринском часе», задавали вопросы и успешно справились с вопросами викторины. Приняли решение все командой создать интерактивную галерею из рисунков на тему «День космонавтики». За выходные все члены экипажа пришлют рисунки, а мы создадим музыкальный видеоролик и обязательно отправим этот продукт к вам в ЦУП в Электронный журнал. Все материалы «Гагаринского часа» уже размещены в электронном журнале, поэтому космонавты, который не вошли в состав экспедиции тоже ознакомятся с презентацией. С Днём Космонавтики, страна! Докладывала командир корабля 2 класса «Т» Галкина Алла Владимировна».

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Я «Заря». Наталья Васильевна, как дела? Что делает экипаж? Приём».

Командир корабля 3 класса «Б» Селиванова Наталья Васильевна: «»Заря-1″, я «Кедр». Всё хорошо. Играем с членами экипажа в интерактивную игру «Обсерватория» согласно вашей инструкции: история, Космос, космические, загадки, космонавты, космические корабли.Космонавты пришли к выводу: чтобы бороздить просторы Вселенной, нужныхорошие знания.А ещё нужно любить свою планету – нашу Землю. Помните, как сказал Гагарин: «Облетев Землю вкорабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будемхранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать». С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 3 класса «Б» Селиванова Наталья Васильевна».

Пауза 20 секунд.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Кедр», я «Заря-1». Как меня слышите? Приём. Доложите обстановку на космическом часе».

Командир корабля 1 класса «Ж» Коханова Татьяна Анатольевна: «»Заря-1″, я «Кедр». Подготовка членов экипажа идёт нормально. Все отлично, Зинаида Сергеевна. Классный космический час мною сегодня проведён позитивно. Рефлексия была подведена нашей песней,которую мы готовили на праздник «Земля в иллюминаторе».Пели все вместе – и я, и члены экипажа, и родители.Было очень трогательно,до слез.Дала задание нарисовать рисунок или сделать поделку ко Дню Космонавтики, прочитать книги на выбор: Ю. Гагарин «Вижу Землю», Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине», А. Ткаченко «Циолковский. Путь к звёздам», Ю. Усачев «Один день в Космосе», посмотреть фильм «Невероятный фильм про Космос». С Днём Космонавтики, страна! Докладывала командир корабля 1 класса «Ж» Коханова Татьяна Анатольевна. Приём».

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Объявлена готовность «космический классный час». Продолжайте осмотр оборудования. Доложите о готовности экипажа».

Командир корабля 2 класса «Б» Байсал Светлана Анатольевна: «»Заря-1″, я «Кедр». Вас понял. Объявлена часовая готовность. Все нормально. Самочувствие хорошее, настроение бодрое.К старту на тему «Космонавтами становятся на Земле» готовы. В начале недели экипаж был оповещён о предстоящем событии. В Электронном журнале я прикрепила ссылки для семейного просмотра фильма «Гагарин. Первый в Космосе» и для виртуальной экскурсии по Музею космонавтики.Предложила нарисовать свой космический корабль, придумать куда и зачем он может лететь, кто его пассажиры.Обсуждение фильма началось в семьях ещё до проведения «ключа на старт». Разбираем с членами экипажа, чем похожи нахождение в замкнутом пространстве и дистанционная связь с нахождением на космическом корабле. Все астронавты вспоминали интересные факты о Космосе и космонавтах, которые они узнали в прошлом учебном году во время проведения общешкольного проекта «Наш Космос». Лучшие работы я также разместила в Электронном журнале ЦУПа. Члены экипажа гордятся нашей Родиной, вспомнили о подвиге первого космонавта планеты, говорят, что профессия космонавта трудна, но интересна. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 2 класса «Б» Байсал Светлана Анатольевна. Приём».

Пауза.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Поставьте громкость на полную. Громкость на полную. Я «Заря-1». Доложите обстановку. Приём».

Командир корабля 2 класса «П» Юрасова Ольга Петровна:

«»Заря-1″, я «Кедр». Вас поняла. Есть поставить громкость на полную. Полную громкость ввела. Члены экипажа посмотрели короткометражные видеофильмы «Гагарин»: историческое обращение Ю. А. Гагарина к потомкам» и «Первооткрыватели Космоса», совершили виртуальный тур по Музею космонавтики. Все члены экипажа принимали активное участие в обсуждении, вспомнили посещение Мемориального дома-музея академика Сергея Павловича Королёва, рассказали о роли учёных в покорении Космоса, рассказали и показали книги о Космосе, которые они читали. Рекомендуем и Вам прочитать книгу из серии «ЖЗЛ для детей» М. Погорелова «Кто такой Гагарин?», «Животные-космонавты. Первые покорители Космоса» Д. Чудной. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля Юрасова Ольга Петровна. Приём».

Пауза.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1», «Кедр», я «Заря-1». У нас всё нормально. Как слышите меня? Чем занимаетесь? Приём».

Командир корабля 2 класса «О» Лупакова Ирина Михайловна: ««Заря-1», я слышу вас хорошо. Члены экипажа посмотрели видеоролик о первом полёте человека в Космос, о том, как проходило это событие и сколько подготовки потребовало.Под моим руководством приняли участие в мастер-классе по изготовлению космической композиции из бумаги.В конце космического классного часа обменялись мнениями, о том, что услышали и чему научились, обсудили какие книги они прочитали на этой неделе и будут ещё читать.С Днём Космонавтики! Командир корабля 2 класса «О» Лупакова Ирина Михайловна. Приём»

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Даётся зажигание, «Кедр», я «Заря-1 «.

Командир корабля 3 класса «С» Липилина Марина Викторовна: «Поняла вас, даётся зажигание».

Строчкова ЗС: «Предварительная ступень».

Липилина МВ: «Поняла».

Строчкова ЗС: «Промежуточная».

Липилина МВ: «Поняла».

Строчкова ЗС: «Полный подъем».

Липилина МВ: «Поехали! Корабль совершает онлайн полёт. До начала полёта все члены экипажа были проверены на знания о Космосе. Для проведения проверки космический класс разделился на 4 экипажа «Умелые», «Отважные», «Дружные» и «Весёлые». Каждый экипаж выбирал 1 из предложенных тем о Космосе, дружно отвечали на вопросы, включая в процесс помощь родителей с Земли. Хорошей рефлексией стал мастер-класс по изготовлению ракеты в технике «Оригами». Все ракеты были детьми разукрашены и отправлены Вам в ЦУП. С Днём Космонавтики! Докладывала командир корабля 3 класса «С» Липилина Марина Викторовна. Приём».

Пауза 25 секунд.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Я «Заря-1». Мы все желаем вам доброго полёта. Всё нормально? Доложите обстановку. Приём».

Командир корабля 2 класса «А» Курилович Валентина Анатольевна: «»Заря-1″, я «Кедр». Всё проходит нормально. Шум в кабине слабый. Самочувствие хорошее, чувствую перегрузку, вибрация, всё нормально. Играем с членами экипажа в «Нарисуй созвездие», каждое из которых содержит занимательный факт о планетах Солнечной системы. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 2 класса «А» Курилович Валентина Анатольевна».

Помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Доложите, как самочувствие у вас и членов экипажа? Приём».

Командир корабля 1 класса «Н» Карежева Изольда Жилябиевна: «Вибрация учащается, шум несколько растёт. Самочувствие хорошее, перегрузка растёт также. Перед проведением космического классного часа была проведена подготовительная работа: с утра члены экипажа побывали на виртуальной экскурсии в «Музее космонавтики», написали космические этюды.В начале классного часа мы обменялись впечатлениями от экскурсии, ещё раз просмотрели экспонаты – личные вещи Ю.А. Гагарина, затронули темы сложности профессии, организовали онлайн-выставку рисунков о Космосе, играли в викторину. С Днём Космонавтики, страна! Докладывала командир корабля Карежева Изольда Жилябиевна».

Пауза.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Жду информации, «Кедр». Я «Заря-1». Как чувствуете? Приём».

Командир корабля 4 класса «Б» Савина Светлана Алексеевна:

«»Заря-1″, я «Кедр». Чувствую себя хорошо. Вибрация и перегрузки нормальные. Продолжаем полёт, все отлично. Приём. В начале космического классного часа побывали с членами экипажа на онлайн-лекции в Российской государственной детской библиотеке на тему «Как увидеть следы на Луне» в рамках онлайн-фестиваля «Просто Космос», познакомились с историей освоения Космоса и достижениями ракетно-космической отрасли страны. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 4 класса «Б» Савина Светлана Алексеевна».

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Как чувствуете себя, приём. Доложите о самочувствии членов экипажа».

Командир корабля 4 класса «М» Гурмина Ирина Сергеевна: «»Заря-1″, я «Кедр». Закончила работу первая ступень. Спали перегрузки и вибрации. Полёт продолжается нормально. На корабле 4 «М» класса прошёл онлайн-классный час на тему «Виток вокруг Земли – путь в бессмертие». Задумались над вопросами: О каком бессмертии идёт речь в названии нашего классного часа? Почему именно Ю.А. Гагарин остался бессмертным в памяти людей? Почему первый полёт человека в Космос стал таким важным историческим событием? Какова была цель первого полёта Ю.А. Гагарина? Члены экипажа блестяще справились со всеми поставленными вопросами, много интересных мыслей было высказано! Разрядили обстановку игрой «Вспомните известные факты». Рекомендовала посмотреть документальный фильм «Звезда по имени Гагарин» и художественный фильм «Гагарин. Первый в Космосе», а также прочитать книгу Юрия Усачева «Один день в Космосе». Запланировали с экипажем посетить Международную космическую станцию. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 4 класса «М» Гурмина Ирина Сергеевна. Приём».

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Все в порядке. Машина идёт хорошо. Понял вас, хорошо. Приём».

Командир корабля 1 класса «З» Пащенко Светлана Викторовна: «Поняла вас. Вижу реки, складки местности, различимы хорошо, видимость хорошая. Отлично у вас там всё видно. В 1 «З» классный час прошёл успешно.Члены экипажа остались довольны! Я подготовила презентацию из фото рисунков и поделок экипажа, немного фантастики вперемежку с научными фактами.Пригласили родителейпроводить экипаж в полёт и поддержать боевой дух всех астронавтов.Читали стихи.Членам экипажа не хватает общения с одноклассниками, на земных уроках разговаривать не по теме нельзя, а сегодня все общались, обсуждали свои поделки/рисунки и поделки/рисунки других членов команды.Эмоционально реагировали на свои работы, приветствовали бурными аплодисментами чтецов. И родители, и астронавты просят больше таких встреч, где можно просто неформально общаться всем экипажем. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 1 класса «З» Пащенко Светлана Викторовна».

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Учтём ваши пожелания».

Командир корабля 1 класса «М» Аверьянова Инна Алексеевна: «Докладываю: вижу Землю, видимость отличная. Хорошая видимость.Космический классный час прошёл живо, интересно.Члены экипажа готовились к этому событию: читали художественные книги, справочную литературу, приготовили«космические» загадки.Во время беседы экипаж проявил активность.Все остались довольны. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Командир корабля 1 «М» класса Аверьянова Инна Алексеевна. Приём».

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», «Кедр», я «Заря». Всё идет хорошо. Как слышите, как самочувствие? Я «Заря». Приём».

Командир корабля 1 «Л» Яковлева Анастасия Игоревна:

«»Заря», я «Кедр». Слышу вас отлично. Самочувствие отличное. Полёт продолжается хорошо. Во «Взор» наблюдаю Землю. Видимость хорошая. Различить, видеть можно всё. Некоторое пространство покрыто кучевой облачностью. Полёт продолжаем, все нормально. Члены экипажа активны. Провели космический классный час для поднятия боевого духа. В начале часа, каждый член экипажа рассказал о поделке или рисунке, которые он специально подготовил для встречи. Каждому астронавту было интересно слушать друг друга. Освежили в памяти, какие бывают летательные аппараты. Вспомнили все, известные науке и фантастике: от ступы Бабы Яги и ковре-самолёте до современных. Больше всего детям понравилось говорить об отряде космических дворняг в Космосе, о космическом питании и о костюмах астронавтов. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 1 «Л» Яковлева Анастасия Игоревна. Приём».

Строчкова ЗС: «Там в укладке тубы — обед, ужин и завтрак Приём.»

Яковлева АИ: «Ясно».

Строчкова ЗС: «Поняли?»

Яковлева АИ: «Поняла».

Строчкова ЗС: «Колбаса, драже там и варенье к чаю».

Яковлева АИ: «Ага».

Строчкова ЗС: «Поняли?»

Яковлева АИ: «Поняла».

Строчкова ЗС: «Вот».

Яковлева АИ: «Поняла».

Строчкова ЗС: «63 штуки, будете толстой.

Яковлева АИ: «Хо-хо».

Строчкова ЗС: «Сегодня прилетите, сразу всё съедите».

Все смеются.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «Кедр», я «Заря-1». Как работают системы. Доложите обстановку. Приём».

Командир корабля 1 класса «О» Посисеева Надежда Васильевна: «Самочувствие хорошее, настроение бодрое. Продолжаю полёт. Чувствую. Не чувствую, наблюдаю некоторое вращение корабля вокруг осей. Сейчас Земля ушла из иллюминатора «Взор». Самочувствие отличное. Чувство невесомости благоприятно влияет. Как поняли меня, приём? (Пауза.) А сейчас через иллюминатор «Взор» проходит Солнце. Немножко резковат его свет. Вот Солнце уходит из зеркал. (Пауза.) Небо, небо чёрное, чёрное небо, но звёзд на небе не видно. Может, мешает освещение. Переключаю освещение на рабочее. Мешает свет телевидения. Через него не видно ничего. (Пауза) Экипаж в хорошем настроении. Встречаем День космонавтики воспоминаниями о Гагарине. Рассказывая о Гагарине, я увидела, как интересна тема Космоса для моих членов экипажа. Космонавты очень внимательно и увлеченно слушали рассказ! С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 1 класса «О» Посисеева Надежда Васильевна. Приём».

Пауза 7 секунд

Сильные помехи.

Строчкова Зинаида Сергеевна: «»Кедр», я «Заря-1». Как вы слышите? Доложите, что видите. Приём».

Командир корабля 1 класса «П» Быстрова Алена Игоревна: «Слышу с небольшими помехами. Вижувращение Земли и Луны вокруг Солнца.Это очень нравится членам экипажа, скучно было ждать эти несколько минут, когда подключатся остальные, и начнётся трансляция.На Земле к космическому классному часу присоединились младшие брат и сестра двоих членов экипажа, заинтересовавшиеся темой Космосом и космонавтами, которых мы обсуждали. С Днём Космонавтики, Зинаида Сергеевна! Докладывала командир корабля 1 класса «П» Быстрова Алена Игоревна. Приём».

Пауза около 10 секунд. Слышно что-то вроде морзянки.

Сильные помехи.

Гагарин: «Внимание, вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звезды через «Взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище. Продолжается полёт в тени Земли. В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звездочку, она так проходит слева направо. Ушла звездочка, уходит, уходит… Внимание, внимание. 10 часов 9 минут 15 секунд. Вышел из тени Земли. Через правый иллюминатор и «Взор» видно: сейчас появилось Солнце. Объект вращается. Очевидно, работает солнечный системный иллюминатор. Вот сейчас в систему «Взор» наблюдаю Землю, наблюдаю Землю, пролетаю над морем. Направление движения над морем определить вполне можно. Сейчас я примерно движусь правым боком, некоторой облачностью закрыто. Направление над морем определить можно (одно слово неразборчиво). «Весна», я «Кедр», «Весна», я «Кедр». 10 часов 18 минут. Прошла вторая команда. Давление в системе ориентации 120 атмосфер. Давление в баллоне ТДУ 320 атмосфер. Самочувствие хорошее. Полёт проходит успешно. Как поняли, прием. Все системы работают хорошо. (Сильные помехи.) «Весна», я «Кедр», «Весна», я «Кедр». Полёт проходит успешно. Самочувствие отличное. Все системы работают хорошо. 10 часов 23 минуты. Давление в корабле единица. Влажность 65. Температура 20. Давление в отсеке 1, 2. В ручной системе -150. В автоматической- 110, во второй автоматической — 115. В баллоне ТДУ 320 атмосфер. Самочувствие хорошее, продолжаю полёт. Как поняли, приём».

       На этом запись обрывается. В 10 часов 55 минут по московскому времени Юрий Гагарин совершил приземление[1].


[1] Материал предоставлен Российским государственным архивом научно-технической документации (РГАНТД) и ГБОУ Школой «Свиблово»